Не пойман — не вор?!



Не пойман — не вор?!

Читайте МН в
TELEGRAM
Я.ДЗЕН
Я.новости
G.новости

По сообщениям «органов» в 2021 году было выявлено на 1,5 трлн рублей финансовых нарушений, что гораздо больше, чем в предыдущие годы.

И хотя эти нарушения не всегда напрямую связаны с коррупцией, но как минимум создают условия для ее ускоренного роста. Вернуть в бюджет удалось лишь 5 млрд рублей — одну трехсотую долю разбазаренных денег! А где остальные?

Ответы могут быть разные. Но свежее разъяснение Верховного суда (ВС) по поводу приговора за взятки мелкого чиновника невольно подсказывает наиболее адекватную версию. Сумма взятки оказалась тоже совсем мелкой. ВС исследовал коллизии дела и в итоге разъяснил, что не все доходы коррупционеров можно арестовать и конфисковать. Дескать, законно изъять можно лишь те деньги, которые имеют прямое отношение к преступлению.

Прямое, кривое или косвенное — эти весьма относительные понятия в ходе следствия и в суде могут обрастать многими субъективными толкованиями, и до справедливого приговора речь может не дойти. А уж конфискация имущества — вообще болезненная тема для нашей юриспруденции.

Институт конфискации был восстановлен в России после революции 1917 года и с тех пор включался во все принимаемые уголовные кодексы РСФСР. Он присутствовал и в первоначальной редакции УК РФ, однако в 2003 году конфискация как вид наказания была исключена из уголовного законодательства. Коррупционеры пробирались во власть и старались обезопасить «нажитое ударным трудом».

Исключение конфискации из перечня наказаний и иных мер уголовно-правового характера вызвало острую дискуссию среди юристов и общественности. Большинство экспертов негативно оценили отмену конфискации, называли это необдуманным и вредным решением, которое провоцирует рост преступности.

Вернуть эту меру в УК заставили внешние обстоятельства. В марте 2006 года в России вступила в силу Конвенция ООН против коррупции, согласно ч. 1 ст. 31 которой государства-участники должны принять «такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов».

Властям нашим пришлось возвращать конфискацию в УК РФ, несмотря на зубовный скрежет коррупционеров. Но тут же начались юридические махинации вокруг применения этого вида наказаний.

Упомянутое «разъяснение» ВС вызывает недоумение. Если, скажем, чиновника почти случайно арестовали на взятке с пачкой купюр, то лишь эти купюры у него и конфискуют?! А его несколько огромных особняков, автомобильный парк иномарок и круглые счета в банках трогать не будут?! Они же не присутствовали в эпизоде со взяткой. Не пойман — не вор?!

Даже школьнику сегодня ясно, что экономические преступления имеют не разовый, а системный характер, протяженный во времени. Теперь, выходит, эту систему можно расследовать, а можно ограничиться эпизодом. На усмотрение правоохранителей.

Потому-то при росте коррупционных преступлений так мало нынче возвращается в бюджет.

Лаврентий Павлов.

Источник: mirnov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...